« Юный Эрудит»


  

  Тема. Игровые занятия

11-16 апреля   2022

Тема занятия: «Турнирный вариант «Что? Где? Когда?»

Подготовиться к турниру.

Вопрос 1: По легенде, японцы получили право жить на японских островах только после победы в борьбе бога Такамидказути над вождем вражеского племени. Как называется этот вид единоборства?

Вопрос 2: Надеюсь, вы помните форму обычной скрипки. А вот для чего нужны полукруглые вырезы по бокам, образующие как бы талию скрипки?

Вопрос 3: Самый первый документ о В.И. Ленине (Ульянове) был подписан священником Василием Умовым и дьяконом Вл. Знаменским. О чем этот документ?

Вопрос 4: Чему посвящена серия марок СССР 1990 года со словами: спаси, пощади, остановись?

Вопрос 5: У англичан — это капля, упавшая на снег, у французов — "проткни снег", у немцев — "снежный колокольчик". А у нас?

Вопрос 6: Герою романа Честертона "Человек, который был четвергом", молодому сыщику к лицом ребенка предстоит втереться в организацию анархистов. Чтобы придать своему лицу отталкивающие черты, по совету начальника полиции он кое-что надевает. Что?

Вопрос 7: Переведите слово "манускрипт" на русский язык.

Вопрос 8: Инкские висячие мосты не для слабонервных. Впрочем испанцам они были по силам, они стали препятствием для других и это сдерживало испанское продвижение. Для кого?

Вопрос 9: Как известно, летом каникулы летом большие, а зимой маленькие. Некоторые обстряки объясняют это с помощью физического закона. Какого?

Вопрос 10: Эти существа строят "дома" огромных размеров. Ученые описывают случай, когда в одном в одном из разрушенных строений мог разместиться слон. Чьи это "дома"?

Вопрос 11: "Восток","Восход" — "Джеминай", "Юпитер". "Салют","Мир" — "Скайлэб". "Буран" — "Спэйс Шаттл". "Аполлон" -?

Вопрос 12: Константин Алексеев создал театр в 1898 году. Савва Морозов построил для него здание. Как назывался театр?

Вопрос 13: Энгельс, Ленин, Президент Грант, Карабас — Барабас. Что объединят эти лица?

Вопрос 14: Кладбище священных крокодилов, кладбище священных баранов, кладбище священных ибисов, а какое еще кладбище священных животных можно найти в этой стране?

Вопрос 15: Что общего между шотландским двором и безопасностью?

Вопрос 16: Произошедшее от латинского — мера, образ, способ, правило, предписание, это трактуется в БСЭ как кратковременное господство вкуса, у Даля же — ходячий обычай. Что это, если в большей степени этому подвержены женщины?

Вопрос 17: Когда-то в Риме чем богаче был человек, тем больше юридически он имел детей. Как объяснить этот странный на первый взгляд факт?

Вопрос 18: Карты четырех европейских морей держал Петровский орел. Каких?


Тема. Игровые занятия

23 -26  марта 2022

30-2 апреля   2022

Тема занятия: «Игры на взаимопонимание «Пойми меня»»

Давайте начнем с небольшого теста.

Скажите, удовлетворены ли вы тем, как вас понимают окружающие? Всегда ли вам хватает слов, чтобы выразить мысль или переживание? Довольны ли вы ясностью, четкостью и последовательностью своих высказываний?

Если хотя бы на два из этих вопросов вы ответили утвердительно, дальше можете не читать. Ну, разве так только, для интереса.
А если вы не совсем довольны тем, как вас понимают, или совсем недовольны — скажите, а много ли мы делаем, чтобы было по-другому?

Осмелимся утверждать, что делаем мы мало или почти ничего.
Общение, взаимопонимание — это МОСТ, который мы возводим кирпичик по кирпичику (а вот разрушить можем одним неловким словом). Есть ли какие-то правила этого строительства?
Есть конечно. И они всем прекрасно известны. Не претендуя на полноту и всеохватность, напомним несколько нехитрых секретов, упражнений и даже игр.
Что делать, если даже самые близкие не всегда хотят тебя понять?

СОБЕСЕДНИК ВАЖНЕЕ!
Инженеры утверждают: чтобы построить простейший мост, нужны две опоры.

Общение — это мост, который мы возводим. И для того, чтобы оно было прочным и успешным, нужны ДВЕ опоры: вы и собеседник.
Какая из опор моста важнее? Глупый вопрос, они одинаково важны! А в общении кто важнее — вы или собеседник? Хм, тут уже не все так однозначно?..

Бывало ли с вами такое: вы чем-то переполнены, хотите поделиться, прибегаете к маме, или другу, или любимому человеку, с жаром изливаете всё, а он… НЕ ПОНИМАЕТ!!! И начинается: сначала обижаетесь вы, потом он, потом снова вы — а чего это он обижается? И пошло-поехало! Часто очень болезненные ссоры начинаются с пустяка.

Что же произошло?

Да просто одна опора моста решила, что только она и существует на свете, а все остальные нужны лишь для того, чтобы ее поддерживать. А если без метафоры, то в подобных ситуациях, когда мы чем-то увлечены или переполнены, нам и в голову не приходит, что наш друг-собеседник тоже чем-то переполнен. Или озабочен. Или устал. Или болен. Или просто голоден, в конце концов.

А мы не даем себе труда заметить это, мы слишком торопимся излить на него свое.

Остановиться, всмотреться, проявить чуть больше внимания = уважения к собеседнику, найти подходящий момент и подходящие слова — и всё будет по-другому. Во всяком случае, нам бы хотелось, чтобы другие так вели себя по отношению к нам, правда ведь?

Этот совет, кстати, годится как для дружеского общения, так и для выступления перед целым залом. Самое важное правило: внимание и уважение к аудитории. Тогда вы сможете сориентироваться, понятно или непонятно ей то, что вы говорите, нужно ли «сделать громче», не скучно ли ей, не устала ли она и так далее.

И принять соответствующие меры — этому помогут все остальные правила и техники риторики.

Иногда, правда, мы грешим, додумывая за собеседника его реакцию, ожидая от него чего-то определенного, приятного для себя. Если то, что мы рассказываем, с нашей точки зрения потрясающе и гениально, не стоит ждать, что слушателя сразу же охватит воодушевление.

И не нужно решать, что, если воодушевления нет, — значит, меня не понимают, и рассказывать не буду, и вообще… Давайте дадим возможность собеседнику быть самим собой!
Очень хочется, чтобы меня замечали и ценили… что для этого сделать?

ДЕЛАТЬ ПЕРВЫЙ ШАГ

Человек — это жемчужина в раковине. И вы. И ваш собеседник. И вообще каждый. «В моей душе лежит сокровище, и ключ поручен только мне», — писал Александр Блок. И так хочется, чтобы окружающие увидели это мое сокровище и оценили его, оценили всю красоту моей души, все мои достоинства и таланты, мой опыт.

И вот я лежу себе и жду, пока увидят, оценят, полюбят…
Да, но ведь эта жемчужина невероятной красоты вырастает в грубой, жесткой оболочке — в раковине, через которую увидеть его невозможно. Выход один: «приоткрыть раковину».

А если расшифровать эту метафору — сделать шаг навстречу другому человеку. Дать ему возможность познакомиться со мной — с тем, чтó я думаю, кáк думаю, как переживаю ту или иную ситуацию, как вообще смотрю на жизнь. Дать ему увидеть мои таланты, мою тонкость, или доброту, или что бы то ни было. А как?

Сделать это пассивно, «теоретически» — невозможно. Надо показать в деле или рассказать. Приоткрыть раковину.

Но ведь есть риск, скажете вы. Ведь мы уже все это пробовали — и делились дорогим и важным, и открывались навстречу, и обнажали душу… И что в ответ? Непонимание, пренебрежение, а могут и плюнуть в распахнутую душу, и грязными сапогами потоптаться. Столько шрамов уже на душе!

Вы правы, риск есть. И шрамы есть. Но с чего начинались ваши взаимоотношения с нынешними друзьями, просто приятелями или с любимым человеком? Вы вряд ли вспомните, но наверняка с подобного момента «открытия» навстречу друг другу. И кто-то же был первым! Вы? Или ваш друг? Не так важно. Важно то, что вокруг ходит множество таких же нераскрытых ракушек и в ваших силах помочь им открыться. А способ только один — сделать первый шаг навстречу.
(«Выворачиваться наизнанку перед первым встречным», кстати, никто не требует: у нас с вами достаточно здравого смысла и жизненного опыта, чтобы найти подходящие к случаю слова или жесты. Было бы желание, а простота и искренность сделают свое.)
Таким маленьким шагом навстречу собеседнику может стать открытие, которым мы с ним поделимся. Если мы недавно открыли новый континент или физический закон — отлично, но скорее всего наше открытие будет совсем небольшим: новая книга или фильм; удивительный закат; интересная мысль, вычитанная где-то; трогательная фотография в интернете… Правда, придется не только назвать, но и объяснить, почему же это стало для нас открытием. Ведь так, как увидели это мы, никто другой не увидит. И то, что тронуло наше сердце, для другого может остаться чем-то незначительным. И когда мы откроем все это другому человеку, он сможет узнать нас глубже.

Что важнее — слушать или быть услышанным?

ПОСЛУШАЙТЕ!
«Ты что, меня совсем не слушал (не слушала)?» — наверное, каждому из нас хотя бы раз в жизни приходилось или произносить, или слышать подобные слова. Как бы они ни были сказаны — возмущенно или расстроенно, требовательно или деликатно, смысл их очевиден: наше общение не состоялось, «мост» между нами или не построен, или не «работает». Результат: огорчения, недоразумения, непонимание, а то и что посерьезнее…
Обычно мы склонны обвинять во всем другого, не себя. А если попробовать разобраться? Может быть, никто ни в чем не виноват, просто мы не учитываем некоторые естественно возникающие в процессе общения факторы? Давайте поставим парочку мысленных экспериментов — понаблюдаем за тем, как мы слушаем. Возможно, это нам поможет.
Итак, эксперимент первый. Человек рассказывает то, что нам ну совсем неинтересно. Как мы слушаем? Совершенно верно: никак. Рано или поздно, как бы стойко ни держались, мы начинаем зевать, клевать носом — и переключаемся на собственные мысли. А если ситуация обязывает слушать — принимаемся изображать внимание: киваем, когда нужно, отвечаем на вопросы оратора, причем «впопад», даже сами умудряемся задавать вопросы! Но мысленно мы в чем-то своем. Только когда сострадательный докладчик скажет: «Подводя итоги сказанному», включим внимание снова. А если не скажет… если это не докладчик, а наш близкий человек делится чем-то для него важным… тогда ничего, кроме «Ты меня не слушаешь!», ждать не стоит.
Эксперимент второй. Человек рассказывает что-то, что нам чрезвычайно интересно и важно. Как мы слушаем? Внимательно? Превратившись в слух, не пропуская ни одного слова? А вот и нет! Если то, что говорят, нам интересно, в нашей голове возникают собственные идеи, цепочки ассоциаций, мы начинаем вспоминать примеры из своего опыта, которые подтверждают слова собеседника, а может быть, какая-то неожиданная мысль так нас захватывает, что мы тут же начинаем ее обдумывать. А человек-то в это время не молчит (это чтение можно прервать, но не речь живого человека) — он продолжает говорить, и возможно, нечто еще более интересное! Но мы на какое-то время оказались недоступны для новой информации. Мы в этом не виноваты, оратор тем более — спасибо ему за увлекательный рассказ! А вот что делать, чтобы услышать все?..
Какой совет нам себе дать? И в той, и в другой ситуации он один: давайте постараемся слушать рассказчика. И каждый раз, когда в процессе слушания в нашу прекрасную голову будут приходить гениальные мысли (а в таких ситуациях обычно приходят только гениальные), пообещаем им подумать их чуточку позже и снова, с удвоенной силой, сосредоточимся на том, что хочет донести до нас собеседник. И будем слушать каждое его слово. И постараемся понять, почему то, что он говорит, важно! Это ведь важно! А наши ценные мысли, если боимся их забыть, можно и записать. Простой совет, правда же?
А если мы сами выступаем в роли рассказчика? И тут все просто — достаточно самое главное как-то особенно подчеркнуть: сказать громче или тише, выделить многозначительной паузой или просто повторить, чтобы уж наверняка. Ну и наш рассказ должен быть интересным, само собой!

Можно ли с помощью риторики добиваться от людей того, чего я хочу?

ПОНИМАТЬ, А НЕ «ДЕРГАТЬ ЗА НИТОЧКИ»
Главное — слышать другого человека и в то же время самому непрерывно внутренне обогащаться, чтобы стать глубоким и интересным собеседником. Твоя речь станет яркой и запоминающейся, если у тебя будет потребность искренне поделиться с собеседником тем существенно важным, что ты открыл и пережил, а владение голосом и умение держать паузу всего лишь инструменты для достижения этой цели.
Хотя сегодня нередко инструменты подменяют собой мастера. К преподавателям риторики иногда обращаются с просьбой научить методикам манипулирования залом, искусству «дергать за ниточки». Мы этим не занимаемся, считаем это аморальным.
Еще в V веке до нашей эры в споре с «учителями риторики», к которым причисляли себя софисты, Сократ пытался предостеречь современников от нравственной порчи, которую несут с собой технологии манипулирования. В своей речи на суде, которая дошла до наших дней стараниями его ученика Платона, великий мыслитель говорил о важности сохранения в людях этического начала.

Его оппоненты-софисты, напротив, считали, что цель оправдывает средства и за немалую плату учили людей доказывать, что черное — это белое и наоборот. За свои убеждения Сократ пошел на смерть, выпив цикуту. Он остался в веках как символ верности идеалам, а софистика сегодня является примером ложной мудрости, словесной эквилибристики.

       Тема. Игровые занятия

16 -18  марта 2022

Тема занятия: «Игры на взаимопонимание «Пойми меня»»


  Тема. Игровые занятия

9 -12  марта 2022

Тема занятия: «Игровые тренировки в режиме реального времени»

Тур 9

Вопрос 1: Однажды английский хирург Сэмюэль Шарп был вызван к одному лорду по поводу ничтожной царапины. "Пусть Ваш слуга бежит в аптеку за этим лекарством",- распорядился Шарп. "А если не бегом, я могу умереть?" — Лорд побледнел. Что же произойдет, если слуга не поторопится?

Вопрос 2: Мачты шведских парусников как и судов других стран украшались вымпелами. Но разместить гос. символику на длинной узкой ленте без искажений не удалось. В результате шведский вымпел можно было бы спутать с вымпелом дружественной нам державы. Какой?

Вопрос 3: У лебедя около 25 тысяч, у кряквы — 13 тысяч, у певчих птиц от 1500 до 4000. У овсянки то 2710, то 1508. Когда?

Вопрос 4: Моряки так называют небольшую петлю на конце троса, вы же наверняка знаете игру под таким названием. Ответьте на вопрос "что это?", и, возможно, вы это получите.

Вопрос 5: Представьте, что вы с другом в парламенте Франции, собравшемся в годы Фр. Буржуазной революции, одном из первых в Европе. Куда вы посмотрите, чтобы увидеть сторонников революции и куда посмотрит ваш друг, если захочет увидеть реакционеров?

Тур 10

Вопрос 1: 18 января 1945 года войска 2-го Украинского фронта очистили от противника Пешт — восточную часть... Восточную часть чего?

Вопрос 2: Недавно в США разразился скандал. Несколько бейсболистов и баскетболистов были обвинены в утайке побочных доходов и неуплате налогов. Они брали деньги за то, за что это делать не принято, а поставив дело на поточную линию, некоторые из них получали за это по 10 долларов до 900 раз в час. За что же спортсмены брали деньги?

Вопрос 3: Карты четырех европейских морей держал Петровский орел. Каких?

Вопрос 4: 23 октября 1940 года на свет появилось существо, названое Эдсоном Арантесом ду Насименту. Это существо, по официальным источникам, имеет более 1000 голов. А под каким именем знаем его мы?

Вопрос 5: Ученый и изобретатель Алексей Добротворский утверждает, что в истории был только один незаменимый человек. Назовите имя этого человека.

Тема. Игровые занятия

2 -5 марта 2022

Тема занятия: «Игровые тренировки в режиме реального времени»

Тур 7

Вопрос 1: На какой парижской площади никогда не было храмов?

Вопрос 2: По легенде, японцы получили право жить на японских островах только после победы в борьбе бога Такамидказути над вождем вражеского племени. Как называется этот вид единоборства?

Вопрос 3: Одно из сражений русской армии поэт описывает так:
    Тогда, увидев бег своих,
    Луна стыдилась сраму их.
    Кто бежал?

Вопрос 4: Ученые считают, что у кукушек существует множество рас, различить которые можно по внешнему виду, размерам, чего?

Вопрос 5: В 21 году н.э. погиб 13-летний Друз, сын будущего императора Клавдия. Играя, он подбрасывал и ловил грушу, но внезапно задохнулся и умер. Как он играл?

Тур 8

Вопрос 1: В 1769 году в Петербурге была издана книга "Письмовник", в которой предлагались русские слова, объясняющие или заменяющие иностранные. Например, "актер" предлагали заменить на "представщик", "пульс" — на "жилобой". А вместо чего употребили "ошейник"?

Вопрос 2: Это китайское изобретение появилось в Лондоне в 1750 году и стало злейшим врагом лондонских кэбменов. Что это за изобретение?

Вопрос 3: Их делят на 4 типа: железные, каменные, железокаменные и углистые. Последние очень редко встречаются. 62 % известных — железные, 32 % — каменные. Что это?

Вопрос 4: В японских храмах можно видеть многочисленные таблички с молитвами абитуриентов. На любой табличке, кроме иероглифов, есть рисунок животного. Какого?

Вопрос 5: Для защиты какой части тела от внешних повреждений греки использовали то, что изготовляли из коры сандалового дерева?

 Тема. Игровые занятия

23-26  февраля 2022

Тема занятия: «Игровые тренировки в режиме реального времени»

Тур 5

Вопрос 1: На монете времен Клавдия приведен полный титул императора: "Тиберий Клавдий Цезарь Август, верховный жрец, трибун, ..." Чем кончается ряд титулов?

Вопрос 2: В русскую баню с собой брали чистое белье, березовый веник и туесок квасу — не для питья. А для чего?

Вопрос 3: Этот плод был завезен на Британские острова около 1500 года. Название плода напоминает наименование известного вида молочной продукции. Что это за плод?

Вопрос 4: Эти существа строят "дома" огромных размеров. Ученые описывают случай, когда в одном из разрушенных строений мог разместиться слон. Чьи это "дома"?

Вопрос 5: Одна из ракет, запущенных бывшим Советским Союзом, в английских газетах называлась dognik (догник). Кто был на борту этой ракеты?

Тур 6

Вопрос 1: Самый первый документ о В.И. Ленине (Ульянове) был подписан священником Василием Умовым и дьяконом Вл. Знаменским. О чем этот документ?

Вопрос 2: Этих художников итальянская полиция гонит с улиц и площадей, уничтожая их работы. Уголовный кодекс приравнивает их к нищим, а их искусство — к нарушению общественного порядка. Чем отличаются работы этих художников от других?

Вопрос 3: Что явилось плодом сотрудничества Большого пресмыкающегося и юного представителя семейства кошачьих?

Вопрос 4: Француз Ноэль Лефлер проездил на машине 19 лет, нарушая только одно правило движения. Когда его остановила полиция, она не смогла найти в его автомобиле того, на приобретение чего наши люди должны тратить месяцы, деньги и участвовать в конкурсах. Чего не было в автомобиле Ноэля?

Вопрос 5: У соборного комплекса в Кижах 33 главы. Почему?

 Тема. Игровые занятия

16-19 февраля 2022

Тема занятия: «Игровые тренировки в режиме реального времени»

Тур 3

Вопрос 1: В 1775 году в Лондоне стали продаваться каучуковые кубики. Для чего они предназначались?

Вопрос 2: Англичанин У.Джонсон предложил новое средство от храпа: как только человек начинает храпеть, реле включает магнитофон с любимой музыкой храпящего. Громкость звука постепенно нарастает, но как только храп прекращается, выключается и музыка. Из-за чего человек перестает храпеть?

Вопрос 3: Дирекция гостиницы города Мацусиро предоставляет постояльцам скидку при оплате номера: при трех клиенты бесплатно получают по бутылке пива, при четырех — оплата снижается на 50%, при пяти — платить за номер не нужно. Из-за чего предоставляются льготы постояльцам?

Вопрос 4: Что бы вы сказали об исправном транспортном средстве, у которого работает только одна фара?

Вопрос 5: О местонахождении какой птицы желал бы получить информацию любой охотник, если он немножко физик или художник?

Тур 4

Вопрос 1: Энгельс, Ленин, Президент Грант, Карабас — Барабас. Что объединяет эти лица?

Вопрос 2: В повести "Сто потерянных солнц" А.Ван-Вогта герои пользуются креслами "подхалимами". Чем они отличаются от обычных?

Вопрос 3: Инкские висячие мосты не для слабонервных. Впрочем испанцам они были по силам, они стали препятствием для других и это сдерживало испанское продвижение. Для кого?

Вопрос 4: Как звали существо, в имени которого нашел отражение весь словарный запас его хозяйна?

Вопрос 5: Постель — это то, что стелят, простыня — это то, что простирают, то есть раскладывают, покрывала — это то чем покрывают. А что же среди современных принадлежностей натягивают?

 Тема. Игровые занятия

9-12 февраля 2022

Тема занятия: «Игра в «Брейн-ринг»»

Тур 1

Вопрос 1: По старой китайской традиции, во время беседы младший должен просмотреть в глаза старшего дважды. Когда?

Вопрос 2: На выбранном для строительства плотины месте, инженеры из Висконсина обнаружили остатки плотины, построенной в 870 году до нашей эры. Кому понадобилась плотина в столь давние времена?

Вопрос 3: В 1976 году швед Бьерн Бранд поставил мировой рекорд — более 271 часа говорил без передышки, едва не побив попутно и другой рекорд в 288 часов. Какой?

Вопрос 4: Самый популярный способ транспортировки людей в мире?

Вопрос 5: Малайская игра "Сепаг рага" — игра для одинокого футболиста, для нее нужен мяч, но не нужно поле и ворота. Как в нее играют?

Тур 2

Вопрос 1: Пороги помпейских домов часто украшают приветствия, но время от времени можно встретить надпись, бытующую и нашем мире частных домовладельцев. Воспроизведите ее .

Вопрос 2: Что такое "босая" лошадь?

Вопрос 3: Продвигаясь вглубь холма Куюнджик, среди руин царского дворца археолог Лэйярд открыл две комнаты, где было навалено множество глиняных черепков и обломков. Чем служили эти комнаты в древности?

Вопрос 4: Русский композитор XIX века Александр Варламов написал музыку к балету "Хитрый мальчик и людоед". Какое произведение легло в основу балета?

Вопрос 5: Кто по мнению британских зоологов может безошибочно определить ежиху?




 Тема. Игровые занятия

2-5 февраля 2021

Тема занятия: «Интеллектуальная разминка»

Интеллектуальная игра

 

Интеллектуальная игра повышает мотивацию изучения предмета. Вслед за желанием играть, Отгадывать, собирать головоломки появится желание находить решение уже более серьезных, не игровых проблем. Игры развивают творческие способности человека, его логическое мышление, учат ставить важные вопросы и находить ответы на них, позволяют применять полученные знания в нестандартной ситуации. В зависимости от конкретного содержания конкурса можно либо повторить и систематизировать знания, либо поставить перед учениками проблему и попытаться решить ее. Некоторые конкурсы требуют творческого подхода, в некоторых нужно проявить широту знаний, в некоторых — догадливость, в некоторых конкурсах может учитываться скорость или качество выполнения задания.

Интеллектуальная игра состоит из нескольких конкурсов. Каждый конкурс проводится по своим правилам и оценивается жюри. Победитель определяется традиционно — это команда, которая в конце игры набрала больше баллов.

В игре участвуют две команды. В команде может быть до десяти человек.

Разминка

Как и в любой игре, разминка проводится для знакомства участников и для введения в игровую ситуацию.

Условия конкурса

Ведущий задает вопросы, предполагающие краткие ответы. За каждый правильный ответ дается один балл. Если один из участников команды знает ответ на вопрос

и первым отвечает на него, то все следующие вопросы адресуются только этому игроку, до тех пор, пока он отвечает правильно. Как только этот игрок дает неверный ответ, все баллы, набранные им, "сгорают". Игрок может остановить игру и далее не отвечать, тогда все набранные баллы остаются у этой команды. Остановка игры может произойти только между двумя вопросами, т.е. после того, как задан очередной вопрос, игрок обязан дать ответ. Если игрок остановил игру и оставил набранные баллы команде, после "перерыва" он может опять отвечать на вопросы, при этом баллы, ранее набранные этой командой, "сгорают".

Подобная схема проведения разминки вызывает живой интерес у всех команд. Она позволяет попробовать свои силы каждому, заставляет внимательно прислушиваться к ответам соперника, тщательно выбирать тактику ведения разминки, ведь надо не просто "много знать" при ответе на вопросы, но и сохранить набранные баллы.

Вопросы для разминки можно взять из любого словаря по; информатике, учебника. Например, можно использовать следующие вопросы:

• Как называется устройство для вывода видеоинформации? (Монитор)

• Как называется устройство, которое чертит графики, рисунки или диаграммы под управлением ПК? (Плоттер)

• Как называется минимальная единица измерения информации? (Бит)

• Сколько байт в килобайте? (1024)

• Как называется устройство для чтения и записи на дискеты? (Дисковод)

•  Как называется компьютер размером с ладонь? (Palmtop)

Разминка — динамичный конкурс. Так как вопросы простые и ответы на них даются мгновенно, то желательно иметь в запасе около ста вопросов. Тогда и время, отведенное на разминку, можно свободно варьировать от пяти до двадцати минут.

Вопросы с подсказками

Условия конкурса

Одновременно всем командам задается один и тот же вопрос по истории вычислительной техники. Если команда не знает ответ, то у нее есть возможность получить подсказку (каждая подсказка "стоит" 1 балл из набранных ранее баллов). Всего предполагается по три подсказки на вопрос. Важно выдавать их в той последовательности, в какой они записаны, т.е. нельзя получить третью подсказку, если у команды нет первых двух подсказок. Если команда знает ответ на вопрос (нужно поднять руку), то обсуждение прекращается и команда обнародует свою версию ответа. За правильный ответ на вопрос дается балла. В случае неверного ответа обсуждение продолжается, но команда, давшая неправильный ответ, из обсуждения выбывает до следующего вопроса.

Необходимо подготовить по три подсказки на каждый вопрос и предусмотреть возможность выдавать их каждой команде. Выдает их и следит за уменьшением баллов жюри.

Ниже приводятся некоторые вопросы, которые были использованы в наших интеллектуальных играх. Они записаны по схеме: вопрос — три подсказки — (правильный ответ).

1. Для программирования на машинах в 40—50-е годы требовались не только математические способности, но и большая физическая выносливость. Зачем?

• "ENIAC".

• Кабели, переключатели, тумблеры.

• Большая машина.

Правильный ответ. Для ввода новой программы необходимо было переключить сотни кабелей и тумблеров. Для этого и требовалась физическая выносливость, ведь машины были очень большими по размерам.

2. Американский изобретатель Герман Холлерит создал электромеханическую счетную машину — табулятор, в котором использовались перфокарты. Спрос на эту машину был столь велик, что Холлериту пришлось основать собственную фирму. Конечно, с течением времени эта фирма претерпела множество изменений и переименований, но она существует и по сегодняшний день. Как называется эта фирма?

• Огромная корпорация.

• Эта фирма впервые использовала магистрально-модульный принцип построения машины.

• Совместимые компьютеры. Правильный   ответ. IBM

•3. Ртутные линии задержки (заполненные ртутью трубки) использовались в годы войны в радиолокаторах для определения времени прохождения сигнала. Зачем их использовали в первых ЭВМ?

• "EDVAC", "EDSAC".

• Эти устройства представляли собой заполненную ртутью трубку, в которой можно было как бы "консервировать" электрические импульсы, а затем при необходимости извлекать их оттуда.

• "EDSАС" — это первая машина с возможностью хранения в памяти программы. Правильный   ответ. Ртутные трубки использовались в качестве элементов внутренней памяти.

4. Вот как описывали очевидцы одну из демонстраций на заре развития ЭВТ: "Одной рукой он манипулировал небольшим вводным устройством, напоминающим клавиатуру фортепьяно, а другой крутил и щелкал аппаратом величиной с колоду карт". Как называется второе

из описанных устройств? Примечательно, что это название устройству придумал сам изобретатель.

• Техническое название "указатель х—у позиции для дисплея".

• "Аппарат, передвигающийся на скрытых роликах..."

• "...имел сверху пару кнопок и соединялся кабелем с консолью". Правильный   ответ. Мышь.

Этот конкурс интересен тем, что команда должна не только найти правильный ответ, но и выбрать стратегию ведения игры: или пожертвовать баллами, но первыми найти ответ, или сохранить баллы и рискнуть ответить без подсказок. Очевидно, что третья подсказка указывает на ответ, но нельзя забывать, что, взяв все три подсказки, команда теряет три балла.

Очень важно в этом конкурсе внимательно следить за командами и требовать поддержания дисциплины. Так как участникам команд надо будет подходить к жюри за подсказками, необходимо предусмотреть возможность свободного передвижения по залу.

"Невероятные" истории

Условия конкурса

Ведущий для всех команд одновременно зачитывает какую-либо "невероятную" историю. Задача команды — определить, правдивая эта история или придуманная. Если команда верит в правдивость истории, то она поднимает руку. За правильный ответ дается 1 балл.

Для конкурса необходимо подобрать такие истории, которые не являются широко известными, а также придумать правдоподобные истории, которые на самом деле не происходили. Вот несколько таких историй:

1. Основатели фирмы Microsoft Билл Гейтс и Пол Аллен учились еще в 9-м классе, когда получили свой первый оплачиваемый заказ на написание программы. Естественно, чтобы получить заказ, им пришлось скрыть свой возраст. Как вы считаете, правдива ли эта история?

Правильный   ответ. Да.

2. А вот еще одна история про Билла Гейтса и Пола Аллена. Рассказывают, что именно они написали интерпретатор Бейсика для машины "Альтаир", а затем бесплатно распространили его среди всех владельцев "Альтаира". Верите ли вы в подобное бескорыстие?

Правильный  ответ. Нет.

3. Несомненно, вторая мировая война придала большой импульс развитию вычислительной техники. Да и вообще все передовые разработки делаются прежде всего для военных и на деньги военных. Однако в том случае, о котором я хочу вам рассказать, война сыграла прямо противоположную роль. Дело в том, что, готовясь к войне, Гитлер призывал на военную службу не только истинных арийцев, но и талантливых техников, способных обеспечить разработку новых технологий.

Одним из таких талантливых молодых людей был Конрад Цузе. Он в одиночку собрал в 1936 году электронно-механическую машину, а так как Германия жила почти за "железным занавесом", он просто не знал о достижениях мировой науки и до всего додумывался своим умом. Пораженный скоростью вычислений, Гитлер выделил немалые средства для разработки следующей машины. Но Конрад Цузе не мог опубликовать свои достижения, так как работал в режиме строгой секретности. Почти все разработки Конрада Цузе сгорели при освобождении Берлина в 1945 году и остались лишь обрывочные сведения. Поэтому Конрад Цузе и не получил заслуженного признания в науке. Верите ли вы в эту историю?

Правильный  ответ. Нет.

4. Однако до нас дошли сведения, что, кроме конструирования машин, Конрад Цузе писал для своих машин программы. Работая в одиночку, он создал эффективный способ программирования компьютеров. Свой язык он назвал Планкалкюль (планирующее исчисление). Это был систематический логический язык. Один из ученых после публикации работ Конрада Цузе (уже в послевоенное время) заметил, что все развитие языков программирования пошло бы иначе, если бы Планкалкюль был опубликован во время создания. Верите ли вы в эту историю?

Правильный  ответ. Да.

5. Что такое искусственный интеллект? Многие ученые, работающие в этой области, считают, что главным признаком искусственного интеллекта является способность к обучению и совершенствованию. Одним из способов доказательства способности системы к совершенствованию является ее способность получать новые знания из уже имеющихся. Например, зная все известные данные, вывести какой-нибудь закон физики или химии. И такие программы действительно существовали. В конце 70-х годов в университете Карнеги—Меллона Патрик Лэнгли написал программу "Бэкон". После загрузки в нее данных о проведенных экспериментах программа заново открыла такие важные законы, как третий закон движения планет Кеплера, газовый закон Бойля—Мариотта, закон дифракции света Снелля, закон Блэка об удельной теплоемкости и закон Ома для электрических цепей. Это был настоящий прорыв в области искусственного интеллекта. Верите ли вы в эту историю?

Правильный  ответ. Да.

6. Но открывать уже известные законы неинтересно. Вот если бы программа открыла новый закон или разработала новую конструкцию, применимую в жизни. И такая программа действительно существует. Она была написана в 80-х годах прошлого столетияли называется

"Эвриско". Ее работа была основана на проверке всех элементов; и логических взаимосвязей между ними. Когда в эту программу заложили сведения о кристаллах, полупроводниках и интегральных схемах, то "Эвриско" предложила использовать многослойное конструирование, которое обеспечивало бы более высокую плотность размещения (на один кристалл кремния помещалось больше транзисторов). По существу это была первая сверхбольшая интегральная схема. Верите ли вы в эту историю?

Правильный  ответ. Нет.

7. Для того чтобы привлечь внимание к своей программе "Эвриско", ее создатель Дуглас Ленат принял решение участвовать в чемпионате США по игре "Трэвеллер Ти-си-эс". Это фантастическая игра типа "космический бой", где каждый участник должен построить космический флот и вступить в бой с кораблями противника. Ключ к победе был скрыт не столько в стратегии игры, сколько в организации флота. И вот, использовав общие знания, новые сведения об игре -и даже немного потренировавшись, "Эвриско" собрал необычный флот, который без труда победил в состязаниях. "Эвриско" получил нашивки космического адмирала и право присвоить имя любой планете за пределами Солнечной системы. Организаторы ужесточили правила. Но и на следующий год "Эвриско" победил. Тогда правилами игры было запрещено участие искусственного интеллекта. Верите ли вы в эту историю?

Правильный  ответ. Да.

Тема. Эрудиция- ключ к успеху. Принципы интеллектуальной разминки

26-29 января 2021

Тема занятия: «Составление вопросов для интеллектуальной разминки»

15 вопросов из телеигры «Слабое звено» для интеллектуальной разминки:

https://lifehacker.ru/slaboe-zveno-voprosy-dlya-razminki/

Просмотрите информацию по ссылке:



Тема. Эрудиция- ключ к успеху. Принципы интеллектуальной разминки

19-22 января 2021

Тема занятия: «Источники пополнения знаний»

Просмотрите информацию по ссылке:



Приобретение знаний - это процесс передачи и преобразования опыта по решению задач от некоторого источника знаний в программу. Потенциальными источниками знаний являются эксперты, специальная литература, базы данных и личный опыт.


Тема. Разновидности интеллектуальных игр

12-15 января 2021

Тема занятия: «Игры с выбором варианта»

Игра с выбором действий

Игры с выбором действий и нелинейным сюжетом
  • Mass Effect 2. >10K. Вышла 29 января 2010.
  • Mass Effect. >10K. Вышла 20 ноября 2007.
  • Mass Effect 3. 9867. Вышла 8 марта 2012.
  • Fallout 3. 9694. Вышла 31 октября 2008.
  • Dragon Age: Origins. 8810. Вышла 3 ноября 2009.
  • 9.4 Рецензия Deus Ex: Human Revolution. ...
  • S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl. 7715. ...
  • The Witcher 2: Assassins of Kings. 7026.

Просмотрите информацию по ссылке:




Тема. Разновидности интеллектуальных игр

5-8 января 2021

Тема занятия: «Игры на внимание, на память, на воображение»

Просмотрите информацию по ссылке:







Тема. Разновидности интеллектуальных игр

22- 25 декабря 2020

Тема занятия: «Развивающие игры»

Просмотрите информацию по ссылке:


https://www.youtube.com/watch?v=WlLoWGJarls 

пройди тест


Тема. Разновидности интеллектуальных игр

15- 18 декабря 2020

Тема занятия: «Развивающие игры»

Просмотрите информацию по ссылке:


Тема.Алгоритмы поисков ответов. Основные приемы.

7- 11 декабря 2020

Тема занятия: Игра «Один за всех »

Просмотрите информацию по ссылке:


Придумай вопросы и поиграй с друзьями.


30- 4 декабря 2020

Тема занятия: «Игра «Интеллект - шанс»»

Просмотрите информацию по ссылке:




23-27 ноября  2020

Тема занятия: «Ключевое слово в вопросе. Умение мыслить не стандартно»

Просмотрите информацию по ссылке:



Игра «Математическое лото».

Каждому обучающемуся выдается конверт, в котором 1 большая карта с заданиями. А также несколько маленьких с результатами вычислений. Обучающийся должен выполнить задание на большой карте и накрыть его ответом (результатом его вычислений). После выполнения всех заданий ученик переворачивает маленькие карточки и получает задание (если верно выполнены все вычисления). Например: определение действительными чисел, правило сравнения, правило сложения, деление, умножения чисел и др. Затем обучающиеся выполняют полученные задания.

Тема.Формирование команды и ролевая нагрузка

16-20 ноября  2020

Тема занятия: «Интеллект -ринг» - отработка обязанностей в команде»

Просмотрите информацию по ссылке:


Игра «Лучший счетчик». 

 Группа делится на три команды. Каждая выбирает «счетчика», который будет защищать свою команду. Примеры «счетчику» задают члены других команд до тех пор, пока он не собьется. Затем его сменяет «счетчик» другой команды. За каждый правильный ответ 1 очко. Побеждает команда, которая набрала больше очков. Условие игры – отвечать на вопросы быстро. В ходе игры вырабатывается быстрота вычислений, внимательность, сообразительность

9-13 ноября  2020

Тема занятия:«Моделирование команд»

Просмотрите информацию по ссылке:





2-6 ноября  2020

Тема занятия:«Возможные схемы построения команд с учетом ролевой нагрузки, типа темперамента и пола»

Игра - это особая сфера человеческой активности, это первый шаг ребёнка в культуру, это возможность раскрыться порой ещё не реализованным способностям и задаткам личности. Любой человек, независимо от его талантов и способностей, может самоутвердиться и самореализоваться в игре, повысить свою самооценку, пережив ситуацию успеха.


В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

Развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес).

Коммуникативную: освоение диалектики общения.

Самореализации в игре как в полигоне человеческой практики.

Игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности.

Диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры.

Функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.

Межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей.

Социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Игра «Математическое лото».

Каждому обучающемуся выдается конверт, в котором 1 большая карта с заданиями. А также несколько маленьких с результатами вычислений. Обучающийся должен выполнить задание на большой карте и накрыть его ответом (результатом его вычислений). После выполнения всех заданий ученик переворачивает маленькие карточки и получает задание (если верно выполнены все вычисления). Например: определение действительными чисел, правило сравнения, правило сложения, деление, умножения чисел и др. Затем обучающиеся выполняют полученные задания.

 26-30 октября 2020

Тема занятия:«Великолепная семерка»

Просмотрите информацию по ссылке:


Просмотри видео орлик, придумай свои вопросы для игры


19-23 октября 2020

Тема занятия:«Литературный футбол»

Просмотрите информацию по ссылке:


Просмотри видео орлик, придумай свои вопросы для игры



12-16 октября 2020

Тема занятия:"Игра «А если подумать?""

Просмотрите информацию по ссылке:



Тема: Технические особенности работы над вопросом

5-9 октября 2020

Тема занятия:"Вопрос-основа игры"

Просмотрите информацию по ссылке:


Цель и задачи  кружка интеллектуальных игр « Юный Эрудит» 


Цель – развитие умственных способностей детей, интеллекта, кругозора, творческого потенциала.

Основными задачами являются:
1. Повышение эрудиции и расширение кругозора.

2. Формирование приемов умственных операций школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.

3. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. 
4. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.


Если человек добивается успеха, то не благодаря кому бы то ни было, а вопреки всем. 

Эдгар Хау


Комментариев нет:

Отправить комментарий

ОСНОВЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Работы учеников 10 Б класса Пилипчук Вероники и Худякова Германа Тема. Представление и защита научно-исследовательской работы 29-9 апреля 2...